ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: КАЛЕЙДОСКОП АНТИКРИЗИСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Е.О. Калинченко, старший эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению 

В сфере валютного регулирования приняты очередные антикризисные новшества. Своим Указом Президент РФ позволил банкам, подпавшим под санкции, замораживать операции клиентов в той валюте, которую затронули ограничения. А организациям и предпринимателям - разрешил проводить взаимозачеты с нерезидентами и не соблюдать требования "валютного" Закона N 173-ФЗ о репатриации. 

Уполномоченные банки и зарубежные санкции

Организации и предприниматели - клиенты банка, в отношении которого будут введены санкции, - могут столкнуться с приостановлением операций по договорам банковского счета или вклада, открытых в валюте санкций. Деньги нельзя будет ни снять, ни перевести. Банк может так поступить, если соблюдаются следующие условия <1>:

  • санкции против банка ввели после 08.08.2022;
  • в результате ограничений банк не может реализовать права требования по договорам банковского счета или вклада в иностранной валюте с заграничным банком;
  • деньги в валюте, которую затронули санкции, поступили на счет клиента после 08.08.2022. 

Уполномоченные банки, репатриация и зачеты

При внешнеторговых операциях и при предоставлении и возврате займов российские организации и индивидуальные предприниматели не обязаны соблюдать установленные "валютным" Законом N 173-ФЗ требования о форме расчетов с нерезидентами и о репатриации экспортной выручки, авансов по неисполненным контрактам и денег, причитающихся по договорам займа <2>. Кроме этого, резиденты могут проводить зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними в рамках внешнеторговых контрактов и договоров займа, а также замену обязательств нерезидентов <3>. Такой порядок введен Указом Президента с 08.08.2022 и действует до момента внесения изменений в Закон N 173-ФЗ.

Форма расчетов. Как вы помните, Закон N 173-ФЗ требует, чтобы организации-резиденты вели расчеты по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или переводами электронных денег <4>. Из этого общего правила есть ряд исключений.

Так, юрлицам-резидентам Законом N 173-ФЗ позволено проводить валютные операции через счета в зарубежных банках и иных заграничных организациях финансового рынка. Правда, в связи с введением санкций в отношении операций по заграничным счетам сейчас действуют некоторые ограничения. В общем случае резидентам запрещено зачисление валюты на свои зарубежные счета, а также денег без открытия банковского счета с помощью иностранных электронных средств платежа, если зачисление валюты и переводы связаны с перечислением средств, полученных в виде дивидендов (распределения прибыли) от российских компаний <5>.

Кроме того, Закон N 173-ФЗ в отдельных случаях допускает расчеты наличными. Но Банк России, напомним, ввел временный порядок операций с наличной валютой. Ограничения касаются следующих иностранных валют: доллары США, японские иены, фунты стерлингов и евро <6>. 

Внимание. Неприменение требования о репатриации не снимает с российских организаций и предпринимателей обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по договору с нерезидентом <7>. 

По решению Президента РФ с 08.08.2022 организации-резиденты в отношении операций по внешнеторговым и кредитным договорам больше не должны соблюдать общее правило о проведении расчетов через счета в уполномоченных банках.

Надо заметить, что в Указе N 529 сказано, что предусмотренное ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ требование о форме расчетов при проведении внешнеторговых операций и предоставлении и возврате займов не нужно соблюдать и российским предпринимателям. Но дело в том, что в этой норме Закона N 173-ФЗ речь идет только о юрлицах-резидентах. Предприниматели - это физические лица. Для последних требование проводить валютные операции через счета в уполномоченных банках указано в ч. 3 ст. 14 Закона N 173-ФЗ. Но о неприменении этой нормы в Указе N 529 ничего не сказано.

Президент уполномочил Банк России давать официальные разъяснения о применении Указа N 529. Надеемся, что в ближайшее время появятся пояснения с ответами на все вопросы, возникшие у резидентов.

Репатриация. Закон N 173-ФЗ обязывает резидентов обеспечивать <8>:

  • получение на счета в уполномоченных банках экспортной выручки от нерезидентов за переданные им товары (выполненные работы, оказанные услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности). Это требование не применяется к ряду товаров, а также к внешнеторговым контрактам некоторых резидентов <9>;
  • возврат иностранной валюты или рублей, уплаченных нерезидентам, за неввезенные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности);
  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей, причитающихся в соответствии с условиями договоров займа.

При этом в определенных случаях Закон N 173-ФЗ дает резидентам право не зачислять валюту или рубли на счета в уполномоченных банках <10>.

С 08.08.2022 российские организации и предприниматели не применяют нормы Закона N 173-ФЗ, которыми введена обязанность по репатриации денег в Россию и определены случаи, когда эту обязанность можно не исполнять <11>.

Напомним, что в отношении валютной выручки репатриация была фактически отменена с 05.07.2022. Поскольку было установлено, что требование о репатриации нужно исполнять в размере, не меньшем суммы валюты, подлежащей обязательной продаже.

А с 10.06.2022 доля обязательной продажи валюты была определена Правительственной комиссией в размере 0% <12>.

Зачеты с нерезидентами. Закон N 173-ФЗ прямо не запрещает резидентам проводить зачеты с контрагентами-нерезидентами.

Это возможно, если зачеты не приводят к нарушению требования о репатриации.

Указ N 529 одновременно с отменой необходимости соблюдения требований по репатриации вводит для российских организаций и предпринимателей возможность проводить зачет требований к нерезидентам и обязательств перед ними по внешнеторговым контрактам и договорам займа или замену обязательств нерезидентов новыми. Зачет или замена обязательств возможны, если это не противоречит иным указам Президента РФ. Кроме того, Правительство РФ по согласованию с Банком России может определять случаи, когда проведение зачета или замена обязательств невозможны <13>.

Кстати, с 13.10.2022 вступят в силу поправки в Закон N 173-ФЗ, которые расширят возможности проведения зачетов с нерезидентами. Правительство РФ по согласованию с Банком России определит перечень разрешенных случаев для проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из контрактов на поставку нерезидентам товаров, или замены обязательств нерезидентов по таким контрактам новыми обязательствами <14>. 

Временный порядок операций с наличной валютой

Напомним, в течение 6 месяцев с 10.03.2022 организации и предприниматели - резиденты могут получить наличные доллары США, японские иены, фунты стерлингов и евро только для оплаты расходов по зарубежным командировкам в пределах общей суммы, эквивалентной 5 тыс. долл. США <15>.

Банк России продлил это ограничение по операциям с наличной валютой еще на 6 месяцев - до 09.03.2023. В этот период организации и предприниматели получат право еще раз снять такую же сумму на выплату командировочных сотрудникам <16>.

В особых случаях эта сумма может быть увеличена. Для этого организация или предприниматель должны обратиться в свой банк с обоснованным запросом на повышение лимита. А банк, в свою очередь, представит это ходатайство в Банк России.

Если у компании или предпринимателя есть валютные счета в нескольких банках, то получить сумму, эквивалентную 5 тыс. долл. США, можно в каждом банке. 

* * *

Послабления коснулись и санкций за несоблюдение требований валютного законодательства. В частности, в КоАП РФ теперь прописано, что резидент, который совершил незаконную валютную операцию, допустил нарушение требований по репатриации или по исполнению контракта с нерезидентом из-за санкций, введенных недружественными странами, освобождается от ответственности <17>. Действие этой нормы законодатели распространили на правоотношения, возникшие в период с 23.02.2022 по 31.12.2022 <18>. Подробнее о других изменениях, касающихся ответственности за валютные нарушения, читайте в нашей следующей статье.

--------------------------------

<1> подп. "а" п. 1 Указа Президента от 08.08.2022 N 529 (далее - Указ N 529)

<2> подп. "б" п. 4 Указа N 529

<3> подп. "в" п. 4 Указа N 529

<4> абз. 1 ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ)

<5> подп. "б" п. 3 Указа Президента от 28.02.2022 N 79; подп. "б" п. 1 Указа Президента от 01.03.2022 N 81; подп. "б" п. 1 Указа Президента от 05.07.2022 N 430

<6> Информация ЦБ от 10.03.2022

<7> ч. 4 ст. 24 Закона N 173-ФЗ

<8> ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ

<9> ч. 8 ст. 19 Закона N 173-ФЗ; ч. 4, 5 ст. 2 Закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ

<10> ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ

<11> подп. "б" п. 4 Указа N 529

<12> подп. "а" п. 1 Указа Президента от 05.07.2022 N 430; Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии от 09.06.2022 N 61 (доведена Минфином 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704)

<13> подп. "в" п. 4 Указа N 529

<14> п. 14 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ (ред., действ. с 13.10.2022); п. 3 ст. 4 Закона от 14.07.2022 N 353-ФЗ

<15> Информация ЦБ от 10.03.2022

<16> Информация ЦБ от 01.08.2022; cbr.ru - Вопросы и ответы - Работа финансовой системы в условиях санкционных ограничений - Наличная валюта на командировочные расходы

<17> примечание 10 к ст. 15.25 КоАП РФ

<18> п. 3 ст. 2 Закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ

 

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 17, 2022


Другие статьи

Бюллетень КонсультантПлюс
Бюллетень КонсультантПлюс (июль)
07.07.2025 Читать далее
РайТ-Плюс Бюджетные организации
РайТ-Плюс - Полный набор инструментов и экспертных ответов для эффективных решений по востребованным темам бухгалтерского и бюджетного учета в области кадров, права, финансового контроля и закупок: 44-ФЗ/223-ФЗ. Позволяет получать представление о неочевидных рисках, экономить время и выбирать наилучший план действий в конкретной ситуации
28.06.2025 Читать далее