![]() |
|
![]() |
Ответ Эксперта Линии консультаций по закупкам |
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
1. Может ли ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие) участвовать в аукционе по покупке объектов недвижимости?-Да, может.
ФГУП может участвовать в аукционе по покупке объектов недвижимости, но процесс согласования крупной сделки, если окончательная цена будет определена на торгах, требует особого внимания.
Участие в аукционе: Закон не запрещает ФГУП участвовать в аукционах по приобретению имущества, в том числе недвижимости. Однако, в отличие от частных компаний, ФГУП подчиняется определенным правилам и процедурам при совершении сделок, особенно когда речь идет о крупных сделках.
Крупная сделка и согласование: Если сумма, которую ФГУП заплатит за объект недвижимости в результате аукциона, превышает установленный процент от уставного фонда (или балансовой стоимости активов), то сделка будет считаться крупной и потребует согласования.
3. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
ФГУП может участвовать в аукционе по покупке объектов недвижимости, если такое участие предусмотрено в документации аукциона и не противоречит действующему законодательству. Унитарные предприятия, как правило, не могут быть собственниками недвижимости, поэтому участие в аукционе по покупке должно быть связано с правом оперативного управления или хозяйственного ведения, предоставленным ФГУП в отношении конкретного имущества.
Статья 23. Крупная сделка
1. Крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда государственного или муниципального предприятия либо балансовой стоимости активов казенного предприятия, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 23.11.2020 N 378-ФЗ)
Право оперативного управления:
Если ФГУП управляет недвижимостью на праве оперативного управления, оно может участвовать в аукционе, чтобы приобрести другую недвижимость для выполнения своих функций, связанных с государственной деятельностью.
Право хозяйственного ведения:
Если ФГУП управляет недвижимостью на праве хозяйственного ведения, оно может участвовать в аукционе для приобретения имущества, необходимого для коммерческой деятельности предприятия.
Документация аукциона:
Участие ФГУП в аукционе также должно быть предусмотрено в документации аукциона, где определены условия участия, перечень необходимых документов и другие требования.
Согласие собственника:
При покупке недвижимости на аукционе, ФГУП может потребоваться согласие собственника (например, Федерального агентства по управлению государственным имуществом) в случае, если приобретение недвижимости может повлиять на исполнение обязанностей предприятия.
Цель приобретения:
Приобретение недвижимости должно быть связано с основными функциями ФГУП и соответствовать целям, установленным законодательством и учредительными документами.
2. И как тогда согласовывать крупной сделку, если окончательная цена лота будет определена на торгах?
Решение о согласии на совершение крупной сделки может быть принято как до, так и после ее совершения, но в последнем случае ФГУП должен предоставить доказательства того, что сделка была одобрена после ее заключения.
Неизвестная цена:
Поскольку окончательная цена лота на аукционе может быть неизвестной до его завершения, решение о согласии на совершение сделки может быть принято до аукциона, но с оговоркой, что окончательная цена не должна превышать определенный предел (например, максимальный возможный шаг на аукционе или заранее установленную сумму).
Подготовить все необходимые документы, включая протокол аукциона, договор купли-продажи (после определения победителя), а также документы, подтверждающие соблюдение всех условий аукциона.
Согласование крупной сделки будет проходить в соответствии с процедурой, предусмотренной для ФГУП (в зависимости от его организационно-правовой формы и структуры управления). Это может быть решение учредителя (Федерального органа, ответственного за данное ФГУП), решение общего собрания участников (в случае, если ФГУП имеет участников), или решение совета директоров (если таковой существует)
Последующее одобрение:
В случае, если окончательная цена на аукционе превысит ранее установленный предел, необходимо получить одобрение на совершение сделки уже после ее заключения, предоставив соответствующие документы и обоснования.
Договор:
В договоре купли-продажи должна быть четко указана цена, согласованная на аукционе, а также указано, что сделка была одобрена соответствующим органом управления ФГУП.
Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 (ред. от 15.08.2024) "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия"
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2025) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Как унитарному предприятию получить согласие собственника имущества на совершение крупной сделки |
Единый порядок, по которому государственное (муниципальное) унитарное предприятие может получить такое согласие, не установлен. Нормативно определена лишь необходимость его получения (пп. 15 п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Закона об унитарных предприятиях).
При этом действующим законодательством и сложившейся судебной практикой установлены определенные требования к порядку получения согласия собственника на совершение крупной сделки.
Как правило, эта процедура включает следующие этапы:
1) предприятие направляет собственнику имущества заявление о получении согласия на совершение сделки. Его форма определяется порядком согласования, который утвердил собственник. Документ подается в бумажном либо электронном виде. К заявлению прилагаются документы, необходимые для обоснования совершения сделки, в частности:
· описание существенных условий сделки (ее предмет, вид, расчет (обоснование) суммы сделки, срок исполнения и т.д.);
· технико-экономическое обоснование совершения сделки (экономические показатели сделки и прогноз влияния ее результатов на повышение эффективности деятельности предприятия);
· проект договора, в котором отражаются все существенные условия сделки;
· информация о контрагенте (стороне);
2) в установленный срок собственник рассматривает документы и дает согласие на совершение крупной сделки либо обоснованно отказывает в ее совершении;
3) при согласовании сделки собственник оформляет решение, необходимое для ее заключения.
Права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют (п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях):
· для ГУП - органы госвласти РФ или органы госвласти ее субъекта в рамках их компетенции;
· для МУП - органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
Полномочия органов госвласти РФ по осуществлению прав собственника имущества подведомственных им ФГУП и согласованию крупных сделок установлены Правительством РФ (пп. "е" п. 1, пп. "е" п. 1.1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739).
Кроме того, права собственника имущества ФГУП, в том числе полномочия по согласованию крупных сделок, могут осуществлять от имени РФ не только органы власти, но и иные субъекты, например госкорпорация "Росатом" (п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).
Органы, осуществляющие права собственника имущества ФГУП, самостоятельно определяют процедуру согласования крупной сделки. Порядок закрепляют в ведомственных НПА, например:
· Приказ ФМБА России от 16.12.2019 N 242;
· Приказ Минпромторга России от 17.08.2015 N 2374;
· Приказ Ростехнадзора от 26.05.2016 N 200.
Есть ряд обязательных требований к порядку согласования крупных сделок ФГУП, в частности:
· госорганы принимают решения о согласовании крупных сделок, если такие решения соответствуют мероприятиям по его развитию, объемам и источникам их финансирования, статьям бюджета предприятия на планируемый период, предусмотренным в программе его деятельности, и предприятие не включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739, Письмо Минфина России от 28.10.2022 N 28-04-06/105054);
· если госорган (за исключением Минобороны России и Управления делами Президента РФ) принял решение о согласовании крупной сделки предприятия, которое не включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, о таком решении нужно сообщить в Росимущество. Для этого надо разместить уведомление на межведомственном портале по управлению госсобственностью в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739).
В регионах и муниципальных образованиях могут быть свои правила. Например, в Москве утвержден Порядок согласования собственником имущества сделок ГУП (госпредприятий, казенных предприятий), в г. Мытищи Московской области - Порядок согласования собственником имущества сделок МУП (муниципальных предприятий).
Кроме того, некоторые требования к порядку согласования крупных сделок сложились в судебной практике.
По общему правилу ст. 157.1 ГК РФ о согласии на совершение сделки применяется в том числе к порядку согласования собственником имущества крупной сделки унитарного предприятия (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Согласие собственника должно быть письменным. Например, его можно составить в виде ненормативного правового акта, письма (п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Обычно нельзя выдавать общее согласие на совершение любых сделок с неопределенным имуществом (п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Если собственник имущества унитарного предприятия не ответил на запрос о согласовании крупной сделки в разумный срок, считается, что в согласии отказано. Это не мешает ему в дальнейшем выразить согласие на совершение сделки или ее одобрить (п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Каковы последствия нарушения порядка совершения крупной сделки унитарным предприятием |
Если унитарное предприятие совершит крупную сделку без согласия собственника имущества, ее можно будет оспорить. Она считается недействительной только в силу ее признания таковой судом (п. 1 ст. 173.1 ГК РФ, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
Когда собственник имущества унитарного предприятия впоследствии одобрит крупную сделку, на которую не было получено согласие, ее не признают недействительной из-за неполучения согласия (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
Оспорить сделку в суде может собственник имущества унитарного предприятия. Это право обусловлено его интересом сохранить имущество, а также направленностью деятельности предприятия на получение прибыли и пополнение бюджета публично-правового образования (п. 3 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).
Срок исковой давности по предъявлению такого требования равен одному году. Течение этого срока начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать о том, что есть основания для признания сделки недействительной (п. 2 ст. 181 ГК РФ).
Ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию виновными действиями (бездействием) его руководителя, в том числе за утрату имущества, несет он сам. Данные убытки может взыскать с него собственник имущества в судебном порядке (п. п. 2, 3 ст. 25 Закона об унитарных предприятиях).
Если государственное (муниципальное) предприятие нарушит порядок согласования сделки с имуществом, последует наказание (ст. 7.35 КоАП РФ):
· должностных лиц оштрафуют на сумму от 1 до 10% цены совершенной сделки или дисквалифицируют на срок от шести месяцев до трех лет;
· юрлицам назначат штраф в размере от 10 до 20% цены сделки.
Возможность привлечения к указанной ответственности следует из разъяснений Росимущества и судебной практики (Письма Росимущества от 05.10.2015 N ИА-03/41274, от 24.03.2016 N ЯП-03/11309, Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2022 N 16-493/2022).
Подборка:
1. Вопрос: О согласовании федеральными органами исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении ФГУП совершения крупных сделок. (Письмо Минфина России от 28.10.2022 N 28-04-06/105054)
2. Вопрос: О сделках унитарного предприятия, подлежащих согласованию с собственником его имущества. (Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 28-03-05/86586)
3. Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении (КонсультантПлюс, 2025)