ТОП популярных вопросов Линии консультаций (24.03.2023)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png

От нашего пользователя поступил вопрос:
Имеется две организации: организация-собственник (100% доля в уставном капитале) и дочернее общество. Собственник осуществляет функции управления и обеспечения дочернего общества имуществом по договорам управления и аренды имущества. Собственник приобретает транспортные средства и часть их передает по договору аренды в дочернее общество.
Договор аренды заключается на год без пролонгации, то есть перезаключается каждый год. Дочернее общество оказывает транспортные услуги, то есть является исполнителем. Но договора с заказчиками услуг заключает собственник, а затем, выступая в качестве агента или подрядчика, привлекает к выполнению работ дочернее общество (то есть по агентской схеме или в качестве субподрядчика). В течение года собственник может часть машин отозвать из аренды и заменить их на другие.
При ликвидации машины демонтаж осуществляется в подразделении собственника хоз.способом, металлолом и пригодные к использованию запчасти приходуются на баланс собственника с последующей реализацией металлолома и использованием запчастей в хоз.деятельности. Интересует вопрос в части применения ФСБУ 25/2018: в описанной выше хозяйственной деятельности имеются ли какие-то основания для рассмотрения арендных взаимоотношений в качестве финансовой аренды?

 Ефремова Людмила Владимировна300.jpg


Ответ Эксперта Линии консультаций по экономическим вопросам
Ефремовой Людмилы 
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

Полагаем, что в описанной Вами ситуации договора аренды стоит рассматривать, как договора финансовой аренды, так как :

Определение срока аренды при квалификации договора аренды имеет важную практическую цель. Помимо того что признанный срок аренды повлияет на итоговые оценки размера обязательства по аренде и, в свою очередь, актива в форме права пользования, рассматриваемая процедура также имеет важное значение в контексте возможности применять упрощение практического характера, предусмотренное для краткосрочных (сроком 12 месяцев и менее) договоров аренды (п. 11(а) ФСБУ 25/2018).

Прежде всего отметим, что сроки аренды определяются не только договорными условиями, но и (вероятно, даже в большей степени) возможностью сторон изменять договорные сроки (увеличивать или сокращать их), а также намерением сторон реализовать такие возможности (абз. 1 п. 9 ФСБУ 25/2018). Кроме того, при изменении допущений, влиявших на первоначальную (предыдущую) оценку срока аренды, хозяйствующий субъект обязан пересмотреть сроки аренды с учетом таких изменений и при необходимости откорректировать с учетом пересмотренных оценок размер обязательства по аренде и актива в форме права пользования (абз. 2 п. 9, п. 21 ФСБУ 25/2018).

Такие оценки не могут носить формальный характер, а должны быть обоснованно подтверждены конкретными фактами и сопутствующими обстоятельствами, иллюстрирующими намерения сторон в части сроков аренды. Более подробно подлежащие оценке факты и обстоятельства, которые могут указывать на намерения сторон или подтверждать намерения сторон, мы рассматривали в предыдущей статье, посвященной оценке сроков аренды. Здесь же отметим, что при определении сроков аренды необходимо оценить (и принять во внимание):

- наличие фактической возможности изменять базовые сроки договора аренды;

- наличие признаков, свидетельствующих о фактическом намерении сторон изменить базовые сроки договора аренды в будущем;

- наличие факторов (обстоятельств), которые могут оказать решающее значение на принятие сторонами договора решения об изменении (либо, напротив, сохранении) договорных сроков. 

Обоснование: 

Прежде всего отметим, что определение срока аренды является одной из учетных процедур, которая в значительной степени носит оценочный характер. ФСБУ 25/2018 достаточно лаконично формулирует принципы определения сроков аренды (п. 9):

"Срок аренды для целей бухгалтерского учета рассчитывается исходя из сроков и условий, установленных договором аренды (включая периоды, не предусматривающие арендных платежей). При этом учитываются возможности сторон изменять указанные сроки и условия и намерения реализации таких возможностей.

Срок аренды пересматривается в случае наступления событий, изменяющих допущения, которые использовались при первоначальном определении срока аренды (при предыдущем пересмотре срока аренды). Связанные с таким пересмотром корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений".

Из приведенных положений п. 9 ФСБУ 25/2018 можно вывести в более развернутом виде следующие общие принципы, которые необходимо использовать при определении срока аренды:

- в качестве отправной точки следует ориентироваться на сроки аренды, которые определены непосредственно в договоре аренды,

- однако при этом необходимо оценить, предусматривает ли договор аренды возможность изменить договорные сроки (как в сторону уменьшения - досрочное расторжение договора аренды, так и в сторону увеличения - продление договора аренды),

- и если да, то необходимо оценить, существуют ли признаки, свидетельствующие о намерении сторон воспользоваться такими возможностями,

- и одновременно необходимо оценить, позволяют ли внешние обстоятельства реализовать намерения по изменению договорных сроков аренды,

- кроме того, срок аренды должен быть пересмотрен, если изменились обстоятельства, влиявшие на первоначальную оценку срока аренды.

Приведенные оценочные процедуры не могут носить формальный характер, а должны быть обоснованно подтверждены конкретными фактами и сопутствующими обстоятельствами, иллюстрирующими намерения и возможности сторон в отношении сроков аренды. В отношении таких процедур целесообразно ориентироваться на МСФО (IFRS) 16 (на основе которого был разработан ФСБУ 25/2018), который содержит детальные инструкции на этот счет. 

Примечание. При оценке срока аренды учитываются возможности сторон изменять указанные сроки и условия и их намерения реализовать такие возможности. 

В соответствии с МСФО (IFRS) 16 право арендатора досрочно расторгнуть договор аренды именуется опционом на прекращение аренды, а право арендатора продлить договор аренды - опционом на продление аренды. В качестве основополагающего фактора при оценке того, будут или не будут исполнены названные опционы (при их наличии в договоре), МСФО (IFRS) 16 называет фактор присутствия (или отсутствия) экономических стимулов для исполнения (либо неисполнения) опциона (п. 19).

Пример . Организация арендует помещение для дополнительного офиса (регионального подразделения) на условиях долгосрочной аренды на срок 5 лет. На момент оценки срока аренды до истечения договорного срока осталось 3 года. Договор аренды предусматривает возможность досрочного расторжения по инициативе арендатора с выплатой сумм арендных платежей, срок уплаты которых еще не наступил в полном объеме. Деятельность дополнительного офиса убыточна, и организация намерена его закрыть. Ожидаемый срок прекращения деятельности дополнительного офиса составляет 1 год (соответствующее решение было принято на заседании коллегиального исполнительного органа).

Организация вправе в данных обстоятельствах определить срок аренды как 1 год. Несмотря на то что компенсационные выплаты арендодателю сопоставимы с суммой оставшихся до истечения срока аренды арендных платежей, поддержание деятельности дополнительного офиса до завершения срока договора аренды для арендатора будет сопряжено с накоплением убытков от его деятельности, что является достаточно очевидным экономическим стимулом для исполнения опциона на прекращение аренды. При таких обстоятельствах, если намерение арендатора завершить процедуру закрытия дополнительного офиса в течение года может быть подтверждено (например, решением уполномоченного органа), то определение срока аренды одним годом будет в полной мере обоснованным. 

Подборка:

1.  Статья: Как правильно определить срок аренды согласно ФСБУ 25/2018 (Матвеев О.) ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2021, N 3) {КонсультантПлюс};

2.  Статья: Переход на ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" с учетом принципов МСФО 16 "Аренда" (Матвеев О.) ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2021, N 4) {КонсультантПлюс} 

Данное решение является личным мнением эксперта и носит разъяснительный и рекомендательный характер.

Скачать подборку документов


Другие статьи

Бюллетень КонсультантПлюс
Бюллетень КонсультантПлюс (июль)
07.07.2025 Читать далее
РайТ-Плюс Здравоохранение
РайТ-Плюс — Эффективные решения нестандартных задач с учетом специфики вашего бизнеса. Получите полный набор материалов, инструментов и экспертных ответов для решения своих профессиональных вопросов, которые существенно расширяют функционал основной системы. Достоверная информация и готовые решения помогают снизить риски, экономить время, подготовить наилучший план действий для конкретной ситуации
07.07.2025 Читать далее