|
|
Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам |
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
Полагаем, что перенос отпуска будет.
Статья 6 ТК РФ предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право устанавливать дополнительные нерабочие (праздничные) дни.
В соответствии с ч. 1 ст. 120 ТК РФ нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
В связи с этим, отпуск должен быть продлен на количество дней, приходящихся на нерабочие праздничные дни.
Обоснование:
Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.
В число календарных дней отпуска не включаются нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 120 Трудового кодекса РФ).
Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 ТК РФ).
Таким образом, Статья 6 ТК РФ предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право устанавливать дополнительные нерабочие (праздничные) дни.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N 20-ПВ11 органы государственной власти субъектов РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями.
В Справочной информации представлены нерабочие (праздничные) дни, установленные нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.
Республика Татарстан |
13 мая 2021 года 24 мая 2020 года 4 июня 2019 года 15 июня 2018 года |
Ураза-байрам (дата устанавливается ежегодно) |
Закон Республики Татарстан от 19.02.1992 N 1448-XII; Указы Президента Республики Татарстан от 05.05.2018 N УП-355, от 23.04.2019 N УП-244, от 02.05.2020 N УП-265, от 10.02.2021 N УП-115 |
20 июля 2021 года 31 июля 2020 года 11 августа 2019 года 21 августа 2018 года |
Курбан-байрам (дата устанавливается ежегодно) |
||
30 августа |
День Республики Татарстан |
Закон Республики Татарстан от 19.02.1992 N 1448-XII |
|
6 ноября |
День Конституции Республики Татарстан |
Таким образом, согласно п. 1 ст. 1 Закона РТ от 19.02.1992 N 1448-XII "О праздничных и памятных днях в Республике Татарстан" в Республике Татарстан устанавливаются следующие нерабочие праздничные дни:
- День Республики Татарстан - 30 августа;
- День Конституции Республики Татарстан - 6 ноября;
- Ураза-байрам - 13 мая 2021 года;
- Курбан-байрам -20 июля 2021 года
Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 120 ТК РФ нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
Приведенная формулировка четко указывает, что отпуск должен быть продлен на количество дней, приходящихся на нерабочие праздничные дни.
Исходя из этого нерабочие праздничные дни, установленные в субъекте РФ, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпусков не включаются (письмо Роструда от 12.09.2013 N 697-6-1).
Разъяснение, которое дают представители Федеральной службы, относится к порядку исчисления ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, выпавшего на нерабочий праздничный день. На основании ст. 120 ТК РФ, как и ранее в подобной ситуации, нерабочие праздничные дни в число календарных дней отпуска не включаются. Однако спорным остается вопрос тогда, когда нерабочий праздничный день утвержден представителями власти субъекта РФ, а не Правительством РФ.
Стоит отметить, что подобного рода мероприятия имеют место в рамках действующего законодательства РФ. Пункт "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предусматривает нахождение в совместном ведении РФ и субъектам РФ некоторых законодательств, в том числе и трудового. Таким образом, представители Федеральной службы подтверждают факт того, что в субъекте РФ допускается утверждение дополнительных нерабочих праздничных дней, не действующих в остальных субъектах РФ. К таковым нерабочим праздничным дням могут быть отнесены религиозные праздники, отражающие характер религиозности данного субъекта РФ. Пример - Республика Калмыкия, где официальной религией населения считается буддизм.
В остальном процедура исчисления продолжительности отпуска подпадает под требования ТК РФ. Во-первых, ст. 22 ТК РФ, определяющая основные права и обязанности работодателя, обязывает работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Данная формулировка говорит о том, что работодатель обязан соблюдать и нормы федерального законодательства, и нормы законодательства субъекта РФ. Во-вторых, если отпуск попадает на нерабочие праздничные дни, то согласно ст. 120 ТК РФ он увеличивается ровно на то количество дней, которое утверждено федеральным законодательством, а значит, и законодательством субъекта РФ.
Исходя из приведенной логики рассуждения представители Федеральной службы не видят никаких нарушений в порядке исчисления ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, если субъектом РФ утверждены дополнительные нерабочие праздничные дни. Как и в случаях с общефедеральными нерабочими праздничными днями, в число календарных дней отпуска они не включаются.
Подборка:
Письмо Роструда от 12.09.2013 N 697-6-1
Закона РТ от 19.02.1992 N 1448-XII "О праздничных и памятных днях в Республике Татарстан"