![]() |
|
![]() |
Ответ Эксперта Линии консультаций по закупкам |
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
В 2023 г. упрощен порядок оплаты по контрактам с казначейским сопровождением. Например, оплата за поставленные товары по ряду контрактов перечисляется на расчетный счет в банке без открытия поставщиком лицевого счета в Федеральном казначействе.
Установить, что в 2023 году при казначейском сопровождении средств, предоставляемых на основании контрактов (договоров), указанных в пунктах 3, 6 - 8 части 2 и пунктах 1 - 3 части 3 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", заключаемых в целях приобретения товаров в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), которые заключаются бюджетными и автономными учреждениями, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), перечисление средств по таким контрактам (договорам) осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые поставщикам товаров в кредитных организациях, при представлении заказчиками по таким контрактам (договорам) в территориальные органы Федерального казначейства документов, подтверждающих поставку товаров.
Также в 2023 г. ряд контрактов освобожден от казначейского сопровождения, если их цена не превышает 3 млн руб.
До 1 января 2024 г. приостановили действие п. 3 ст. 242.23 БК РФ в части запрета перечислять средства с лицевых счетов участника казначейского сопровождения заказчикам по контрактам на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам в кредитных организациях, в случаях, предусмотренных ч. 4 - 6 и 15 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ.
В 2023 г. заказчики - главные распорядители средств федерального бюджета как получатели таких средств и подведомственные им получатели этих средств предусматривают в контрактах авансовые платежи с учетом в том числе следующего:
- аванс от 30 до 50% суммы контракта - если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению. При этом, если контракт исполняется в 2023 г. и последующих годах и доведенных лимитов бюджетных обязательств недостаточно для выплаты аванса в текущем финансовом году, в контракте надо предусмотреть условие о том, что оставшаяся часть аванса выплачивается не позднее 1 февраля очередного финансового года без подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме ранее перечисленного авансового платежа;
- аванс от 30 до 90% суммы контракта - если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению и контракты заключены для реализации решений об осуществлении капвложений в объекты капстроительства госсобственности РФ на территориях некоторых субъектов РФ.
Обоснование:
1. Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024 (ред. от 14.12.2022) "О правилах казначейского сопровождения" (вместе с "Правилами казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством", "Правилами расширенного казначейского сопровождения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
2. Постановление Правительства РФ от 15.02.2023 N 224 "Об утверждении Правил осуществления в 2023 году банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств"
Высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ (местным администрациям) рекомендовано принять меры, которые позволят заказчикам - получателям средств соответствующих бюджетов включать в контракты авансовые платежи в размерах, предусмотренных на 2023 г. для заказчиков - получателей средств федерального бюджета.
Главные распорядители средств федерального бюджета вправе принимать правовые акты, по которым получатели этих средств вносят в госконтракты на сумму до 100 млн руб., заключаемые в 2023 г., условия о казначейском сопровождении авансовых платежей, и условие о казначейском сопровождении авансовых платежей по контрактам, заключаемым для их исполнения.
До 31 декабря 2023 г. заказчик вправе не требовать обеспечить исполнение контракта (гарантийных обязательств). Исключение - случай, когда контракт предусматривает выплату аванса, который не подлежит казначейскому сопровождению.
До 31 декабря 2023 г. включительно Правительство РФ (высший исполнительный орган субъекта РФ) вправе устанавливать дополнительные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядок таких закупок. Высший исполнительный орган субъекта РФ вправе определять их в отношении закупок для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории. На акты, принятые во исполнение указанного права, и закупки, проводимые на их основании, не распространяются запреты, предусмотренные в ст. ст. 15, 16, 17 Закона N 135-ФЗ.
Правительство РФ реализовало упомянутое право и определило, что можно осуществить такую закупку на основании акта Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации, которые принимаются в установленных случаях. При осуществлении такой закупки надо соблюсти специальный порядок, в частности выполнить требование о том, что обоснование цены контракта является его неотъемлемой частью.
Предусмотрели новое основание для изменения контракта. Допускается изменить любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2024 г., если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Изменение осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации.
Установили специальное основание для изменения контрактов, заключенных по п. п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. До 31 декабря 2023 г. любые существенные условия таких контрактов можно изменить по соглашению сторон.
Подлежат списанию неустойки по контрактам, возникшие из-за санкций недружественных государств и (или) ограничительных мер. Заказчики списывают штрафы и пени с поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в полном объеме, при предоставлении ими соответствующих документов.
Если заказчик расторг контракт в одностороннем порядке, разрешается заключить новый согласно ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Такое возможно после принятия решения о включении информации о контрагенте в РНП или об отказе в этом в связи с тем, что надлежаще исполнить условия контракта было невозможно из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Минфин России разъяснил, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не будет включен в РНП, если представит на заседание комиссии уполномоченного органа информацию и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы в виде санкций и (или) ограничительных мер (например, санкции введены в отношении закупаемого товара). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В 2023 г. получатели средств федерального бюджета могут изменить по соглашению сторон контракты, заключенные до 07.03.2023, закрепив условия о выплате аванса по п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.03.2023 N 348 (увеличив предусмотренные контрактами авансовые платежи до размеров, установленных данным пунктом). Важно соблюсти требования к размеру обеспечения исполнения контракта. Изменение вносится в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
В случаях и порядке, установленных Правительством РФ, в 2023 г. положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ также применяются к заключенным на срок менее одного года контрактам на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Правительством РФ определено, что некоторые заказчики вправе внести изменения в указанные контракты, заключенные до 31 декабря 2022 г., при соблюдении ряда условий.
Кроме того, с соблюдением п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно изменить существенные условия "строительных" контрактов, заключенных до 31 декабря 2022 г. на год и более, цена которых - 1 млн руб. или более, если в ходе их исполнения возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых работы выполнить нельзя.
Федеральный закон от 28.04.2023 N 154-ФЗ |
Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ |
Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ |
Подборка:
1. Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ
2. Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024 (ред. от 14.12.2022) "О правилах казначейского сопровождения" (вместе с "Правилами казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством", "Правилами расширенного казначейского сопровождения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
3. Постановление Правительства РФ от 15.02.2023 N 224 "Об утверждении Правил осуществления в 2023 году банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств"