ТОП интересных вопросов Линии консультаций (29.10.2024)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png

Безымянный-2.png

От нашего пользователя поступил вопрос:
Где сказано количество подходящих поставщиков под закупку, которое не несете за собой ограничение конкуренции в аукционе по 44 фз? какое количество поставщиков должно подходить под закупку?

Галимова Диляра Ильдаровна.jpg
Ответ Эксперта Линии консультаций по закупкам
Галимовой Диляры
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее: 

Какое количество поставщиков должно подходить под закупку?-Законодательством 44-ФЗ не предусмотрено количественное соотношение поставщиков, которые вправе участвовать в электронном аукционе. Ограничений нет.

Как указано в пункте 4 статьи 3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Поэтому требования к техническим характеристикам товара никак не ограничивает количество поставщиков - любое правомочие лицо вправе сделать предложение о поставке товаров, обладающих характеристиками соответствующими или превосходящими требования, установленные в описании объекта закупки.

Обоснование:

4) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

ч. 1 ст. 3, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" {КонсультантПлюс}

Судебный обзор:  

1.      Решение Ростовского УФАС России от 17.09.2021 по делу N 061/06/64-1544/2021 Обстоятельства: По мнению Заявителя, Заказчик сформировал Техническое задание таким образом, что полностью исключил возможность конкуренции изделий различных фирм-производителей. На официальном сайте ЕИС Заказчиком размещен запрос цен на закупку генератора для системы ультразвуковой эластографии печени, согласно которой Заявитель представил ценовую информацию на предлагаемое им оборудование, однако при размещении аукциона Заказчик исключил возможность поставки оборудования, предложенного Заявителем, тем самым не рассмотрел всех имеющихся производителей. Решение: Признать жалобу необоснованной

Согласно правовой позиции ВС РФ, изложенной в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

На российском рынке существует несколько разных производителей, продукция которых соответствует техническому заданию. Кроме того, при подготовке аукционной документации использованы коммерческие предложения от трех поставщиков, в связи с чем факт ограничения количества участников электронного аукциона нельзя считать подтвержденным.

Коммерческое предложение Заявителя не использовано при формировании Технического задания в связи с тем, что предложенный АО "Н" аппарат "Ангиодин-Соно П-Ультра" не подходит для целей медицинского учреждения.

2.       Решение Владимирского УФАС России от 09.11.2023 N 033/06/23-813/2023 Нарушение: ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений. 

Требования, предусмотренные описанием объекта закупки, установлены в соответствии с многопрофильностью деятельности учреждения и сложностью выполняемых диагностических исследований. Описание составлено таким образом, что участники закупки могут представить оборудование различных производителей. В связи с этим участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика. Заказчик при размещении заказа не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных нужд.

Таким образом, законодательство в сфере закуток не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Как указано в пункте 4 статьи 3 ФЗ-44 участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Поэтому требования к техническим характеристикам товара никак не ограничивает количество поставщиков - любое правомочие лицо вправе сделать предложение о поставке товаров, обладающих характеристиками соответствующими или превосходящими требования, установленные в описании объекта закупки.

Заказчиком был проведен мониторинг рынка и выявлено, что по предъявленным параметрам "Описания объекта закупки" подходит к поставке товар не менее двух отечественных производителей.

Также отсутствие ограничения конкуренции подтверждают поданные на участие в электронном аукционе 3 заявки с предложением двух аппаратов разных отечественных производителей и наличие коммерческих предложений на поставку двух разных аппаратов.

На основании изложенного представитель заказчика считает, что нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000123005275со стороны заказчика не допущено и просит признать жалобу необоснованной.

3.       Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.06.2024 N Ф10-2036/2024 по делу N А35-2576/2023 Требование: О признании частично незаконным решения антимонопольного органа. Обстоятельства: Оспариваемым решением в действиях заказчика установлены нарушения антимонопольного законодательства, так как описание объекта закупки подходит только к товару, производимому единственным производителем, а это ограничивает количество участников закупки. Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательств объективного отсутствия у заказчика необходимости в получении именно такой продукции, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками, которые указаны в аукционной документации, антимонопольным органом не представлено.

Аукцион признан несостоявшимся и на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) контракт заключен с единственным участником.

Антимонопольный орган 13.01.2023 по делу N 046/06/42-704/2022 принял решение (далее - решение) в соответствии с пунктом 1 которого жалоба ООО "НовоТех-Ресурс" признана обоснованной в части нарушения заказчиком требований части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145; пунктом 2 решения заказчик - ОБУЗ "КОМКБ" признан нарушившим требования части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, поскольку описание объекта закупки подходит только к товару, производимому единственным производителем (Нидерланды), а это ограничивает количество участников закупки.

На основании решения заказчику выдано предписание об аннулировании (отмене) определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона.

Не согласившись с решением УФАС в части пунктов 1, 2, учреждение оспорило его в арбитражном суде. 

Подборка: 

1.       Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.06.2024 N Ф10-2036/2024 по делу N А35-2576/2023 Требование: О признании частично незаконным решения антимонопольного органа. Обстоятельства: Оспариваемым решением в действиях заказчика установлены нарушения антимонопольного законодательства, так как описание объекта закупки подходит только к товару, производимому единственным производителем, а это ограничивает количество участников закупки. Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательств объективного отсутствия у заказчика необходимости в получении именно такой продукции, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками, которые указаны в аукционной документации, антимонопольным органом не представлено.

2.      Решение Владимирского УФАС России от 09.11.2023 N 033/06/23-813/2023 Нарушение: ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.

3.      Решение Ростовского УФАС России от 17.09.2021 по делу N 061/06/64-1544/2021 Обстоятельства: По мнению Заявителя, Заказчик сформировал Техническое задание таким образом, что полностью исключил возможность конкуренции изделий различных фирм-производителей. На официальном сайте ЕИС Заказчиком размещен запрос цен на закупку генератора для системы ультразвуковой эластографии печени, согласно которой Заявитель представил ценовую информацию на предлагаемое им оборудование, однако при размещении аукциона Заказчик исключил возможность поставки оборудования, предложенного Заявителем, тем самым не рассмотрел всех имеющихся производителей. Решение: Признать жалобу необоснованной

Скачать подборку документов


Другие статьи

Бюллетень КонсультантПлюс
Бюллетень КонсультантПлюс (июль)
07.07.2025 Читать далее
РайТ-Плюс Здравоохранение
РайТ-Плюс — Эффективные решения нестандартных задач с учетом специфики вашего бизнеса. Получите полный набор материалов, инструментов и экспертных ответов для решения своих профессиональных вопросов, которые существенно расширяют функционал основной системы. Достоверная информация и готовые решения помогают снизить риски, экономить время, подготовить наилучший план действий для конкретной ситуации
07.07.2025 Читать далее