![]() |
|
![]() |
Ответ Эксперта Линии консультаций по закупкам |
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
Обзор судебной практики:
1. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2022 N 88-16215/2022 по делу N 2-767/2021 Категория спора: 1) Право собственности; 2) Залог недвижимого имущества (ипотека); 3) Защита прав на жилое помещение. Требования: 1) О признании права собственности на помещение. Требования залогодателя: 2) О признании недействительными торгов по продаже заложенного имущества. Требования физического лица: 3) О снятии с регистрационного учета. Обстоятельства: В рамках возбужденного исполнительного производства квартира истца арестована и передана на реализацию на открытых торгах. Истец ссылается на то, что торги проведены с ограничением конкуренции, что нарушило право истца на продажу квартиры по наиболее выгодной цене. Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
Отсутствие электронной площадки https://el-torg.net/ в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 N 2488-р и распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р, как верно указал суд, не является основанием для признания торгов недействительными, поскольку указанными нормативными правовыми актами утвержден перечень юридических лиц и перечень операторов специализированных электронных площадок, имеющих право осуществлять процедуру заключения государственных контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с абз. 2 Постановления Правительства РФ от 30.01.2013 N 66 "О Правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого имущества в ходе исполнительного производства для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информация о проведении торгов была размещена на сайте http://torgi.gov.ru и автоматически импортирована на официальный сайт ФССП России https://fssp.gov.ru/ в раздел "Извещения о проведении публичных торгов".
2. Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2022 N 305-ЭС22-12081 по делу N А40-84083/2021 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об аннулировании результатов публичных торгов по продаже арестованного имущества, признании недействительным договора и применении последствий его недействительности, обязании провести торги. Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как участник был допущен к участию в торгах, однако не смог принять участие в связи с техническим сбоем в работе программного обеспечения на собственном рабочем месте. Не доказано создание организатором торгов преимущественных условий для отдельных лиц или группы, необоснованного ограничения доступа к участию в аукционе. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по эконом...
3. Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2022 N 305-ЭС22-2829
Исковые требования мотивированы тем, что О. являлась потенциальным участником торгов, планировавшим принять в них участие для приобретения конкретной квартиры. Между тем, ею были выявлены многочисленные нарушения, которые стали препятствием для участия в торгах. Так, организатором торгов были указаны не достоверные сведения о дате проведения торгов, торги были проведены на электронной торговой площадке, не входящий в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р, на сайте ФССП организатор торгов не опубликовал информацию: об оформлении участия в торгах, об определении лица, выигравшего торги, о порядке проведения торгов, о форме торгов, собственнике имущества, также указанная информация не была опубликована в электронной версии издания журнала "Вестник Мэра и Правительства Москвы", что повлекло нарушение прав истца на приобретение лота.
5. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2021 N 88-27979/2021 по делу N 2-1321/2020 Категория спора: Продажа недвижимости. Требования: О признании торгов на право заключения договора купли-продажи недвижимости недействительными. Обстоятельства: В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по возврату кредитной задолженности обращено взыскание на заложенное недвижимое имущество, принадлежащее истцу на праве собственности. Истец ссылается на необоснованное снижение цены квартиры и нарушение его права на продажу квартиры по более высокой цене. Решение: Отказано.
Как следует из материалов дела информация о торгах была опубликована на в сети "Интернет" на сайте www.torgi.gov.ru, в журнале "Бюллетень Оперативной Информации "Московские торги", на сайте Федеральной службы судебных приставов РФ http://www.fssprus.ru.
В соответствии с ч. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 настоящей статьи. Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных.
Вместе с тем настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в интересах государства или муниципалитета, и не содержит требований о проведении публичных торгов в отношении имущества физического лица в рамках исполнительного производства на определенной электронной торговой площадке.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", распоряжения Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р, "Об утверждении перечня операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-Ф3", распоряжения N 2488-р от 4 декабря 2015 г. об утверждении "Перечня юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме" неправильно применены при разрешении указанного спора о признании недействительными результатов публичных торгов, проводимых не для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
6. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.12.2021 N Ф05-27525/2021 по делу N А40-177626/2020 Требование: О признании незаконными решения антимонопольного органа, предписания об устранении нарушений. Обстоятельства: Оспариваемым решением действия организатора торгов и общества признаны нарушающими публичный порядок РФ, определенный положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено наличие в действиях организатора торгов нарушения, выразившегося в проведении торгов на электронной торговой площадке, не входящей в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 N 2488-р, и перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р.
Арбитражные суды установили, что управление, рассмотрев жалобу Фомиченко А.С. на действия общества (организатор торгов) и ООО "СТЭП", приняло решение от 22.05.2020 N 077/07/00-8405/2020, которым признало жалобу обоснованной, в действия данных лиц - нарушающими публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов, а также пункт 6.3.6 Регламента площадки "Эль-Торг", в связи с чем выдало обществу предписание от 22.05.2020 N 077/07/00-8405/2020, указав организатору торгов аннулировать торги на площадке "Эль-Торг", включая отмену составленных в ходе их проведения протоколов, в соответствии с решением управления; обеспечить направление в агентство документов для возврата задатков участникам; разблокировать и возвратить денежные средства всем участникам торгов; разместить информацию об аннулировании торгов; объявить новые торги на электронной площадке, входящей в Перечень операторов электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), частью 11 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). ООО "СТЭП" предписано обеспечить возможность исполнения предписания организатором торгов.
7. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.06.2021 N Ф01-1652/2021 по делу N А39-3117/2020 Требование: О признании частично недействительным решения антимонопольного органа. Обстоятельства: Антимонопольный орган признал обоснованной жалобу участника закупки (аукциона на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов), а также признал нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ действия заказчика закупки, предусмотревшего в аукционной документации условие о том, что торги могут проводиться только на электронных площадках, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ. Решение: Требование удовлетворено, так как спорное положение не ограничивает исполнителя услуг в выборе электронной площадки, а следовательно, не влечет ...
По результатам рассмотрения жалобы Подопригора А.А. комиссия антимонопольного органа по делу N 013/06/64-13/2020 вынесла решение от 16.01.2020, которым признала жалобу на действия МТУ Росимущества при проведении электронного аукциона N 0109100002019000117 обоснованной в части доводов, указанных в мотивировочной части, а действия заказчика - нарушением части 30 статьи 34, пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
При этом из мотивировочной части решения комиссии следует, что довод Подопригора А.А. о неправомерном требовании заказчика о проведении торгов на электронных площадках, включенных в перечень операторов электронных площадок, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р, признан обоснованным.
8. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2022 по делу N 88-6141/2022 Категория спора: Залог недвижимого имущества. Требования залогодателя: О признании недействительными торгов по продаже заложенного имущества. Обстоятельства: На сайтах была опубликована полная информация, позволяющая определить место, дату и время проведения торгов, характеристики продаваемого имущества, его начальную продажную цену, была размещена вся необходимая документация, формы документов, при этом начальная продажная цена на торгах была определена судом, кроме того, истец не представил доказательств, которые могли бы подтвердить намерения иных лиц принять участие в оспариваемых торгах, в том числе при опубликовании информации на иной электронной площадке. Решение: Отказано.
Обращаясь с иском в суд, ФИО2 указал на нарушение Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившегося также в отсутствие ЭТП, на которой проведены торги, в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, а также на исключение массовости торгов, ввиду отсутствия ЭТП в перечне, закрепленном в распоряжении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, на установление вознаграждения оператору ЭТП, что, по мнению истца, сделало торги менее привлекательными для покупателей, на ограничение доступа к торгам.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам, установив, что на сайтах была опубликована полная информация, позволяющая определить место, дату и время проведения торгов, характеристики продаваемого имущества, его начальную продажную цену, была размещена вся необходимая документация, формы документов, при этом начальная продажная цена на торгах была определена судом, а также то, что истец не представил доказательств, которые могли бы подтвердить намерения иных лиц принять участие в оспариваемых торгах, в том числе при опубликовании информации на иной электронной площадке, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (ред. от 23.11.2022) <Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ>
На каких электронных торговых площадках можно проводить закупки |
Перечни электронных площадок, на которых могут проводиться процедуры определения поставщика по Закону N 44-ФЗ, определены Правительством РФ. Выбор площадки зависит от того, какую закупку предстоит организовать.
Открытую процедуру определения поставщика можно проводить на площадках из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. Список площадок и ссылки на них вы можете также найти на главной странице официального сайта ЕИС - zakupki.gov.ru. Выбирайте любую из указанных площадок, ограничений нет.
Список электронных площадок и их операторов для проведения открытых процедур |
etp.zakazrf.ru/ Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан";
roseltorg.ru/ Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка";
gz.lot-online.ru/ Акционерное общество "Российский аукционный дом";
tektorg.ru/ Акционерное общество "ТЭК - Торг";
etp-ets.ru/ Акционерное общество "Электронные торговые системы";
sberbank-ast.ru/ Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов";
rts-tender.ru/ Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер";
etpgpb.ru/ Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ".
Для закрытых конкурсов и аукционов Перечень операторов специализированных электронных площадок также утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. Так, в него включены:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" (astgoz.ru/);
Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ" (etpgpb.ru/);
Общество с ограниченной ответственностью "ЭТП" (etprf.ru/).
Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2022 N 305-ЭС22-1208
Исковые требования мотивированы тем, что О. являлась потенциальным участником торгов, планировавшим принять в них участие для приобретения конкретной квартиры. Между тем, ею были выявлены многочисленные нарушения, которые стали препятствием для участия в торгах. Так, организатором торгов были указаны не достоверные сведения о дате проведения торгов, торги были проведены на электронной торговой площадке, не входящий в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р, на сайте ФССП организатор торгов не опубликовал информацию: об оформлении участия в торгах, об определении лица, выигравшего торги, о порядке проведения торгов, о форме торгов, собственнике имущества, также указанная информация не была опубликована в электронной версии издания журнала "Вестник Мэра и Правительства Москвы", что повлекло нарушение прав истца на приобретение лота.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 N 20АП-8955/2022 по делу N А62-3203/2022 Требование: О признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа о признании необоснованной жалобы на нарушения законодательства о защите конкуренции. Решение: В удовлетворении требования отказано.
На каких электронных площадках проводить закупки по Закону N 223-ФЗ |
Выбор площадки, на которой можно провести процедуру, зависит от того, проводите вы открытую или закрытую закупку, среди СМСП или любых участников.
Рассмотрим три возможных варианта.
1.Для организации закупок среди СМСП и самозанятых на основании пп. "б" п. 4 Положения об особенностях участия СМСП в закупках выбирайте оператора из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. Список площадок и ссылки на них вы можете также найти на главной странице официального сайта ЕИС - zakupki.gov.ru. Выбирайте любую из указанных площадок.
Неконкурентную закупку среди СМСП и самозанятых проводите на тех же площадках, что и конкурентную закупку для таких субъектов.
2.Закрытую электронную процедуру может провести только оператор электронной площадки из установленного Правительством РФ специального Перечня. Такие закупки имеют специфику, связанную с защитой документооборота (ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).
3.Остальные открытые электронные закупки, круг участников которых не ограничен СМСП и самозанятыми, вы можете проводить на любых электронных площадках, которые соответствуют следующим требованиям (ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ):
операторами таких площадок должны быть коммерческие организации в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) или непубличного акционерного общества (АО);
иностранного участия в указанных организациях должно быть не больше 25%;
оператор должен владеть оборудованием и программно-техническими средствами, необходимыми для проведения конкурентных процедур закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Неконкурентную закупку в электронной форме вы можете провести на любой электронной площадке. При этом учтите, что на выбранной вами электронной площадке должны быть обеспечены меры по защите размещаемых (формируемых) на ней документов, информации (Письмо Минфина России от 27.05.2022 N 24-07-07/49882).
3. Частью 4 комментируемой статьи к компетенции Правительства РФ отнесено установление:
- особенностей документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме;
- перечня операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок;
- порядка аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок.
В настоящее время распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р утвержден перечень операторов специализированных электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок. В перечень включена только одна электронная площадка - ООО "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа".
Обоснование:
Вместе с тем законодательство о контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчиков работать через данные площадки и никак иначе. Осуществление закупочной деятельности через такие площадки является правом, а не обязанностью заказчиков. Этой позиции придерживается и ФАС <2>. Более того, по мнению ФАС, принятие субъектом РФ нормативного правового акта, обязывающего государственных и муниципальных заказчиков осуществлять закупки малого объема с использованием конкретного "электронного магазина" (конкретной электронной площадки), функционирующего на определенной электронной площадке, в отсутствие в законодательстве РФ регламентированного порядка выбора данных электронных площадок, содержит риски нарушения требований антимонопольного законодательства в части предоставления определенному хозяйствующему субъекту (электронной торговой площадке) преимущественного положения <3>.
--------------------------------
<2> Письмо ФАС РФ от 27.01.2020 N МЕ/4930/20.
<3> Пункт 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 12 июля 2018 г. N 1447-р
ПЕРЕЧЕНЬ
ОПЕРАТОРОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДОК, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ЧАСТЬЮ 3
СТАТЬИ 24.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД", ЧАСТЬЮ 11
СТАТЬИ 3.4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ,
РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
1. Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"
2. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка"
3. Акционерное общество "Российский аукционный дом"
4. Акционерное общество "ТЭК - Торг"
5. Акционерное общество "Электронные торговые системы"
6. Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
7. Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер"
8. Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"
Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 12 июля 2018 г. N 1447-р
ПЕРЕЧЕНЬ
ОПЕРАТОРОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДОК,
ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 24.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД",
ОПЕРАТОРОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ
КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 3.5
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Список изменяющих документов
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 23.11.2022 N 3574-р)
1. Общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа"
2. Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"
3. Общество с ограниченной ответственностью "ЭТП"
Подборка:
1. Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (ред. от 23.11.2022) <Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ>
2. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2022 по делу N 88-6141/2022 Категория спора: Залог недвижимого имущества. Требования залогодателя: О признании недействительными торгов по продаже заложенного имущества. Обстоятельства: На сайтах была опубликована полная информация, позволяющая определить место, дату и время проведения торгов, характеристики продаваемого имущества, его начальную продажную цену, была размещена вся необходимая документация, формы документов, при этом начальная продажная цена на торгах была определена судом, кроме того, истец не представил доказательств, которые могли бы подтвердить намерения иных лиц принять участие в оспариваемых торгах, в том числе при опубликовании информации на иной электронной площадке. Решение: Отказано.
3. Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2022 N 305-ЭС22-1208
4. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.06.2021 N Ф01-1652/2021 по делу N А39-3117/2020 Требование: О признании частично недействительным решения антимонопольного органа. Обстоятельства: Антимонопольный орган признал обоснованной жалобу участника закупки (аукциона на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов), а также признал нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ действия заказчика закупки, предусмотревшего в аукционной документации условие о том, что торги могут проводиться только на электронных площадках, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ. Решение: Требование удовлетворено, так как спорное положение не ограничивает исполнителя услуг в выборе электронной площадки, а следовательно, не влечет ...