
![]() |
|
![]() |
|
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
Да, финансовый управляющий в рамках дела о банкротстве гражданина вправе запрашивать информацию о состоянии счетов не только самого должника, но и его супруга, в том числе бывшего. Такое право прямо предусмотрено ст. 213.9 закона № 127-ФЗ. Подробнее в обосновании.
Обоснование:
В соответствии с п. 7 ст. 213.9, Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 08.08.2024, с изм. от 07.10.2024) {КонсультантПлюс} " финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина и его супруга, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина и его супруга, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления без предварительного обращения в арбитражный суд.
Более того, сомнения относительно обоснованности запросов управляющий должны толковаться в пользу раскрытия информации. Такой позиции придерживается Верховный суд России в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2023 N 308-ЭС23-15786 по делу N А63-14622/2022 {КонсультантПлюс}:
«Разрешая вопрос о раскрытии информации, субъект, осуществляющий ее хранение (в данном случае - государственный орган), по внешним признакам (prima facie) применительно к стандарту разумных подозрений проверяет, соотносится ли испрашиваемая арбитражным управляющим информация с целями и задачами его деятельности по формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов. Если имеются разумные основания полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, то субъект, осуществляющий хранение информации, обязан удовлетворить запрос арбитражного управляющего. Иное подлежит квалификации как незаконное воспрепятствование деятельности управляющего, что применительно к масштабам последствий для всего государства снижает эффективность процедур несостоятельности. Наличие сомнений относительно обоснованности запроса управляющего толкуется в пользу раскрытия информации».
Вопрос также являлся предметом рассмотрения Верховного суда России. Высшая инстанция признает право финансового управляющего истребовать информацию о банковских счетах и имуществе бывших супругов – п. 8 "Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2022 г." (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023) {КонсультантПлюс}:
«В удовлетворении заявления финансового управляющего об истребовании информации в отношении банковских счетов и имущества бывшей супруги должника, обусловленного обоснованными сомнениями относительно добросовестности поведения бывших супругов, не может быть отказано, поскольку такое истребование отвечает целям процедуры банкротства гражданина-должника».
Подборка: