ТОП интересных вопросов Линии консультаций (15.06.2023)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png

 Безымянный-2.png


От нашего пользователя поступил вопрос:
Заключен контракт на строительство по итогам электронных торгов. К тендерной документации приложена смета. Может ли Заказчик в одностороннем порядке уменьшить стоимость работ, мотивируя наличием ошибки в смете?

 

Галимова Диляра Ильдаровна.jpg
Ответ Эксперта Линии консультаций по закупкам
Галимовой Диляры
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

Может ли Заказчик в одностороннем порядке уменьшить стоимость работ, мотивируя наличием ошибки в смете? -Нет

709 ГК РФ изменить твердую смету можно только путем внесения изменений в договор (то есть по соглашению сторон).

Существенное изменение обстоятельств в силу п. 6 ст. 709 ГК РФ влечет изменение цены договора подряда также по соглашению сторон, при отсутствии которого подрядчик вправе требовать расторжения договора по ст. 451 ГК РФ. Таким образом, изменение цены договора полностью зависят от согласия другой стороны, в связи с чем было бы правильнее их называть правомочиями сторон на изменение цены договора строительного подряда. 

Можно изменить цену и срок указанных контрактов с учетом особенностей, становленных в пп. "б", "в" п. 1 ч. 62 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Цена контракта должна быть уменьшена, если она превышает сметную стоимость (п. 2 ч. 62 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Порядок изменения цены такого контракта в случаях, определенных пп "а" п. 1 и п. 2 ч. 62 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, утвердит Минстрой России (ч. 59 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Соглашение об изменении условий контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, заключается с использованием единой информационной системы. 

Обоснование:

Иные случаи изменения контрактов, предусмотренных ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

Изменить контракт можно только на основании соответствующего решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации и с учетом сметной стоимости (п. 11 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

при исполнении контракта его цена превысила сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта капстроительства. В этом случае цена контракта подлежит уменьшению с учетом сметной стоимости (ч. 1.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание, что в обоих случаях необходимо, чтобы достоверность сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объекта капстроительства была определена в ходе проведения госэкспертизы проектной документации.

Цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта капстроительства, определенную по итогам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения госэкспертизы проектной документации. Это касается контракта жизненного цикла, предусматривающего проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства, а также контракта, предусмотренного ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Цену контракта надо уменьшить с учетом указанной сметной стоимости (ч. 1.2 ст. 95 данного Закона). Такое уменьшение должно быть предусмотрено по соглашению сторон. 

Цена контракта твердая. Ошибки заказчика в сметных расценках при ее расчете не дают ему права уменьшать или увеличивать стоимость работ. Это попытка одностороннего изменения контракта.

ГК Российской Федерации (далее – ГК РФ) прямо предусматривает, что твердая цена (смета) не может увеличиваться по требованию подрядчика или уменьшаться по требованию заказчика. В том числе когда при заключении договора стороны не могли рассчитать полный объем необходимых работ и затрат на их проведение.

Судебный обзор:

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 N 20АП-8561/2021 по делу N А62-6017/2021 Требование: О возмещении ущерба в виде излишне выплаченных средств по контракту. Решение: В удовлетворении требования отказано.

При этом допущенные заказчиком при формировании цены контракта ошибки в применении сметных расценок, не могут свидетельствовать о невыполнении подрядчиком полного объема работ и, как следствие, выступать основанием для возложения на него обязанности по возврату согласованной контрактом суммы при выполнении полного объема работ.

Подрядчик не участвовал в формировании цены контракта, и взыскание с него заявленной суммы при наличии доказательств выполнения работ в полном объеме будет свидетельствовать об одностороннем изменении существенного условия договора заказчиком, что не допускается в силу положений статьи 310 ГК РФ.

Иной правовой подход влечет изменение условий контракта, который подрядчик, возможно, не стал бы заключать, достоверно зная о том, что цена контракта будет уменьшена, в сравнении со стоимостью, объявленной при размещении заказа по правилам Закона N 44-ФЗ.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 по делу N 305-ЭС17-1863.

Ссылка администрации на проверку Департамента, которой установлено, что ответчиком завышена стоимость выполненных по контракту работ на спорную сумму, является несостоятельной, поскольку условия контракта не предусматривают изменение цены контракта после оформления акта приема-передачи работ, объем указанный в актах выполненных работ истцом не оспорен, стоимость, установленная контрактом, не превышена, доказательств нарушения условий контракта сторонами не представлено, результаты работ приняты заказчиком и используются для муниципальных нужд.

Как правильно отмечено судом первой инстанции, сделанные в результате проверки Департаментом, как контролирующим органом деятельности администрации, выводы об избыточных расходах на оплату выполненных предпринимателем работ, предусмотренных контрактом, не свидетельствуют о неосновательном обогащении подрядчика либо о причиненных убытках. Акт, принимаемый на основании результатов подобной проверки, касается публичных отношений, а именно избыточно израсходованных бюджетных денежных средств. Однако предприниматель не является участником бюджетного процесса, и в случае применения ненадлежащих расценок администрацией не должен нести неблагоприятные для себя последствия. Поскольку предприниматель подписал муниципальный контракт и прилагаемые к нему документы в том виде, в котором они входили в аукционную документацию, и следовал заданным условиям при выполнении работ и составлении акта о приемке работ, то акт контрольного органа не может повлиять на его права и обязанности в частноправовых отношениях.

На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая факты того, что цена контракта является твердой, работы ответчиком выполнены на сумму, определенную контрактом, приняты заказчиком без замечаний и оплачены в полном объеме и по смыслу пункта 6 статьи 709 ГК РФ заказчик не вправе требовать уменьшения твердой цены, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд 

постановил: 

решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.11.2021 по делу N А62-6017/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции. 

Судьи трех инстанций решили, что на основании вступившего в силу решения суда стороны должны были оформить документ, подтверждающий изменение стоимости ранее реализованных работ. Полагаем, при наличии судебного решения подрядчик мог поступить иначе - направить заказчику уведомление об уменьшении стоимости работ на сумму, указанную в ошибочно подписанном акте. Кроме того, подрядчик должен был составить корректировочный счет-фактуру и зарегистрировать его в книге покупок. 

Подборка: 

1.  Готовое решение: Как изменить цену государственного и муниципального контракта

2.  Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Скачать подборку документов


Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2025, № 15
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2025, № 15
Дата подписания номера -18.07.2025
17.07.2025 Читать далее
Бюллетень КонсультантПлюс
Бюллетень КонсультантПлюс (июль)
14.07.2025 Читать далее