![]() |
|
![]() |
Ответ Эксперта Линии консультаций по закупкам |
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
Вправе ли Заказчик объединить в одну закупку поставку лекарственных средств и мед.изделий?-Нет.
Оптовая торговля и розничная торговля лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляются при наличии соответствующих различных лицензий, следовательно, осуществляются на разных рынках и с целью обеспечения конкуренции должны являться предметами разных закупок.
Вместе с тем, закупка медицинских изделий функционально и технологически не связана с закупкой лекарственных препаратов.
Обоснование:
Вопрос: Закупаются наборы первой медицинской помощи, содержащие лекарственные средства (КТРУ 21.20.24.170-00000004). Должны ли участники закупки иметь лицензию на фармацевтическую деятельность? Можно ли закупать такие наборы одновременно с наборами, не содержащими лекарственных средств? ("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)
Вопрос: Закупаются наборы первой медицинской помощи, содержащие лекарственные средства (КТРУ 21.20.24.170-00000004). Должны ли участники закупки иметь лицензию на фармацевтическую деятельность? Можно ли закупать такие наборы одновременно с наборами, не содержащими лекарственных средств (КТРУ 21.20.24.170-00000002)?
Ответ: Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения входит в перечень работ и услуг, составляющих фармацевтическую деятельность (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности"). Фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию на основании п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". А в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан предъявлять к участникам закупок требования, установленные действующим законодательством РФ к лицам, поставляющим товары, выполняющим работы или оказывающим услуги, которые являются объектом закупки.
Следовательно, если в состав закупаемых наборов входят лекарственные препараты, заказчик должен установить требование о наличии соответствующей лицензии. Данный вывод подтверждается в т.ч. и правоприменительной практикой.
Пример правовой оценки. Поставка укладок, в составе которых предусмотрена поставка лекарственных препаратов, может быть осуществлена исключительно лицами, обладающими лицензией на фармацевтическую деятельность. В связи с изложенным заказчиком правомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Решение Воронежского УФАС России от 06.12.2019 по делу N 036/06/105-964/2019 (изв. N 0331300111319000122).
Напротив, неустановление требования о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность при закупке укладок, содержащих лекарственные препараты, расценивается как нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Пример правовой оценки. Комиссией УФАС установлено, что в объект закупки включена в т.ч. поставка лекарственных средств в составе медицинских укладок. Вместе с тем в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ заказчиком не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием вида деятельности "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством РФ порядке, а также требование о предоставлении копии указанной лицензии во второй части заявки на участие в электронном аукционе <2>.
--------------------------------
<2> Решение Свердловского УФАС России от 13.08.2019 по жалобе N 066/06/31-2469/2019 (изв. N 0362300209219000104).
При этом наборы первой медицинской помощи, содержащие лекарственные средства, нельзя объединять в один объект закупки с товарами, для поставки которых лицензия на фармацевтическую деятельность не требуется (например, с укладками, которые не содержат лекарственных средств). Подобное объединение будет квалифицировано контрольным органом как объединение в один объект закупки функционально и технологически не связанных друг с другом товаров, обращающихся на разных рынках (что является нарушением ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
Пример. Контрольный орган посчитал недопустимым требование заказчика о поставке в составе одного лота товаров, реализация которых возможна только при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (укладок для оснащения фельдшерско-акушерского пункта, содержащих лекарственные средства), и других товаров (иных медицинских изделий), при обращении которых такая лицензия не нужна. По мнению контрольного органа, объединение указанных товаров в один лот приводит к ограничению числа участников закупки <3>.
--------------------------------
<3> Решение Воронежского УФАС России от 31.07.2019 по делу N 036/06/33-487/2019 (изв. N 0131200001019003691).
Соответствующая позиция высказывалась еще в письме ФАС России от 09.02.2015 N АЦ/5147/15: "В целях поддержания благоприятной конкурентной среды, предотвращения ограничения и устранения конкуренции при закупках для государственных и муниципальных нужд ФАС России считает необходимым избегать объединения лицензируемых и нелицензируемых видов работ в один лот, поскольку такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки".