
![]() |
|
![]() |
|
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
При заключении договора о перевозке сотрудников с самозанятым гражданином организация подвергается не только налоговому риску (информацию по этой теме направляем), но также риску ответственности за нарушение правил безопасности перевозки сотрудников. Исполнитель по такому договору должен иметь статус ИП и лицензию (автобус). Физические лица, осуществляющие перевозку легковым транспортом, должны иметь специальное разрешение и договор со службой такси. Подробнее в обосновании.
Обоснование:
Согласно ст. 4, Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" плательщик налога на профессиональный доход вправе оказывать любые услуги, выполнять работы и реализовывать товары собственного производства, за исключением
1) подакцизных товаров (не попадают в эту категорию сахаросодержащие напитки, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации, и товары, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации);
2) перепродажи товаров, имущественных прав (не попадает в эту категорию продажа имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд);
3) добычи и (или) реализация полезных ископаемых;
4) деятельность с наймом работников;
5) предпринимательская деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;
6) услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;
7) применение специальных налоговых режимов или деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
Кроме того, препятствием является превышение годового объема дохода планки в 2,4 миллиона рублей.
Норма сформулирована точно и дает самозанятым гражданам большую свободу в выборе направлений деятельности. Однако на практике возникают проблемы.
1. Налоговый риск
Договоры с самозанятыми гражданами часто становятся основанием претензий с налоговыми органами. Переквалифицировать контролирующий орган нередко пытается даже очевидные договоры оказания услуг. Примером служит Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2024 N Ф07-970/2024 по делу N А66-4125/2023 . Точку в споре удалось поставить лишь кассации.
При этом законность и обоснованность договоров с самозанятыми гражданами о предоставлении услуг вождения официально признал Минфин России в Письме от 03.12.2021 N 03-11-11/98272. Налоговый риск устраняется, если водитель не будет иметь инфраструктурной зависимости от заказчика, не будет подчиняться его локальным актам. Условиями защиты от переквалификации также является грамотная постановка расчетов с исполнителем по договору, своевременное составление актов об оказании услуг. В качестве основы можно использовать Форму с комментариями о рисках: Договор возмездного оказания услуг водителя (с водителем - гражданином РФ), защищающий интересы заказчика (образец заполнения)
Для детальной проработки этого вопроса рекомендуем изучить:
Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 N 226-О-О
2. Правовой статус и лицензии
Пассажирские и грузовые перевозки относятся к оказанию услуг (ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ)), соответственно, к полученным доходам от данных видов деятельности возможно применить НПД.
Для осуществления перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом (автобусом) необходим статус индивидуального предпринимателя (пп. 13 п. 1 ст. 2 Закона N 259-ФЗ).
При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси возможен статус как индивидуального предпринимателя, так и физического лица с соответствующим разрешением (пп. 37 п. 1 ст. 2 Закона N 259-ФЗ). Так, для осуществления перевозок пассажиров и иных лиц автобусами ИП необходимо:
- получить лицензию (для автобусов категории M2 или M3) (п. п. 2, 5 ст. 3, пп. 24 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), п. 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 (далее - Положение о лицензировании));
- пройти самостоятельно аттестацию на право заниматься деятельностью и быть ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения (пп. "а" п. 5, пп. "б" п. 8 Положения о лицензировании);
- владеть автобусами на праве собственности или аренды (за исключением аренды автобусов с экипажем) (пп. "в" п. 5, пп. "а" п. 8 Положения о лицензировании).
Стоит отметить, что не требуется лицензии для осуществления перевозок автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования (п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).
Для осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси самозанятому необходимо, в частности, получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемое уполномоченным органом соответствующего субъекта РФ. Самозанятому, не являющемуся ИП, необходимо также заключить договор со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. п. 1, 2, 4 ст. 3, ст. 20 Федерального закона от 29.12.2022 N 580-ФЗ).
Таким образом, заключение прямого договора самозанятым гражданином, не имеющим договора со службой заказа такси и специального разрешения, будет прямым нарушением законодательства о пассажирских перевозках. Основная ответственность за такое нарушение ляжет на самозанятого гражданина (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2023 N 16-3910/2023 , Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2021 N 16-420/2021 , Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 16-2894/2021 ) . Однако к организации могут возникнуть вопросы относительно нарушения правил обеспечения безопасности при перевозке работников (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2020 N 91-КГ20-4-К3).
Подборка: