Просим дать ответ по вопросам применения налогового законодательства в отношении расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.
Организация является гарантирующим поставщиком электроэнергии и осуществляет свою основную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно Федеральному закону от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" с 01.07.2020 вступают в законную силу изменения п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, обязывающие гарантирующего поставщика осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
Вместе с тем ст. 267 Налогового кодекса РФ предусмотрено создание резерва на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, и отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Правильно ли понимаем, что во исполнение обязательств гарантирующего поставщика, закрепленных Федеральным законом N 522-ФЗ, организация имеет право сформировать резерв на предстоящие расходы на гарантийное обслуживание приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования и учесть отчисления на формирование этого резерва в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль?
Ответ: Порядок признания для целей налогообложения прибыли организаций расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию определен статьей 267 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 2 указанной статьи НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
Пунктом 4 статьи 267 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создавать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты. Под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств, с учетом срока гарантии.
По истечении налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.10.2020 N 03-03-06/1/93380
Материалы из информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс