Что нового в системе закупок (2019, апрель)?

Закупки по Закону о контрактной системе

Контролирующие полномочия Правительства РФ
в сфере закупок расширены

Федеральный закон от 01.04.2019 N 50-ФЗ наделяет Правительство РФ полномочиями по утверждению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок. Также на Правительство РФ возлагаются полномочия по определению порядка оценки эффективности деятельности органов контроля в сфере закупок.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на контроль в сфере закупок, получают право осуществлять полномочия аналогичных органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа на основании соглашений между субъектами РФ и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.

Устанавливается запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля. Определено, что жалоба, поданная в контрольный орган в сфере закупок участником закупки, находящимся в реестре недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, возвращается ему без рассмотрения.

Федеральный закон вступает в силу с 01.07.2019.

Закупки работ по строительству, реконструкции, капремонту

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 N 293 определены особенности оценки заявок и предложений при госзакупках работ по строительству, реконструкции, капремонту отдельных объектов.

В случае закупки, по результатам которой заключается госконтракт на выполнение перечисленных строительно-ремонтных работ, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки одного (ключевого) критерия. К этим работам отнесены работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автодорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Ключевой критерий, который надо указать в данном случае, следующий: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

При этом устанавливается один или несколько показателей такого критерия: общая стоимость исполненных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу, общее количество таких исполненных контрактов, наибольшая цена одного из исполненных контрактов.

Кроме того, уточнены предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки данных видов работ.

Дополнительные требования к участникам "строительных" закупок

Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 N 294 устанавливает дополнительные требования к участникам закупок, проводимых в отношении строительства некоторых объектов. Постановление касается участников закупки отдельных видов ТРУ, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Дополнительные требования таковы.

При выполнении работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного объекта, если НМЦК (начальная (максимальная) цена контракта, цена лота) превышает 10 млн руб., - наличие за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение аналогичных работ. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50% НМЦК, на право заключить который проводится закупка, если НМЦК превышает 10 млн руб.; не менее 40% НМЦК - если НМЦК превышает 100 млн руб.; не менее 30% НМЦК - если НМЦК превышает 500 млн руб.; не менее 20% НМЦК - если НМЦК превышает 1 млрд руб.

Начальная (максимальная) цена заключаемого контракта Необходимая стоимость исполненного контракта участника закупки
  > 10 млн руб.   >= 50% НМЦК
  > 100 млн руб.   >= 40% НМЦК
  > 500 млн руб.   >= 30% НМЦК
  > 1 млрд руб.   >= 20% НМЦК

При выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения, благоустройству территории, если НМЦК превышает 10 млн руб., - наличие за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе <1> или Законом N 223-ФЗ <2> на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20% НМЦК, на право заключить который проводится закупка.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

<2> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

При выполнении работ по ремонту, содержанию автодорог, если НМЦК превышает 10 млн руб., - наличие за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом N 223-ФЗ на выполнение работ по ремонту, содержанию автодорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20% НМЦК, на право заключить который проводится закупка.

Оснований для изменения существенных условий госконтракта может стать больше

Согласно проекту федерального закона такими основаниями будут:

- возникновение независящих от сторон контракта по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения;

- неисполнение по вине подрядчика контракта по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства в установленный срок (допускается однократное изменение такого срока на срок, не превышающий срок исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, при условии уплаты подрядчиком штрафа);

- заключение контракта с единственным поставщиком в соответствии с отдельными положениями Закона о контрактной системе в связи с тем, что заключение нового контракта по данным основаниям с иным лицом не представляется возможным (например, при закупке у субъекта естественной монополии) или нецелесообразно ввиду риска недостижения цели эффективного расходования бюджетных средств.

Заказчику также предлагается предоставить право заключения контракта с участником закупки, которому присвоен второй номер по итогам проведения конкурентной закупки, в случае расторжения контракта с победителем, а также право осуществления закупки ТРУ за единицу товара, работы, услуги вне зависимости от объекта закупки при условии невозможности определить объем ТРУ на момент закупки.

Закупки услуг детского оздоровительного отдыха

Госдумой в первом чтении принят проект федерального закона N 640257-7, согласно которому госзакупки услуг для целей детского оздоровительного отдыха будут осуществляться исключительно путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Порядок включения исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков

ФАС в Письме от 12.03.2019 N ИА/18794/19 обращает внимание, что Закон о контрактной системе устанавливает право заказчика на одностороннее расторжение контракта в связи с существенным нарушением его условий.

В этом случае решение о включении (невключении) сведений о поставщике в реестр принимает контрольный орган в сфере закупок, исходя из всех представленных сторонами контракта документов и доказательств. Если оснований для расторжения контракта не обнаружено, то сведения о поставщике не подлежат включению в реестр. А действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, будут квалифицированы как содержащие признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

В обоих случаях материалы дела направляются в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для проверки действий заказчика по исполнению обязательств по контракту и принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Когда возможно изменение цены госконтракта?

Минфин в Информационном письме от 14.03.2019 N 24-04-02/16837 дал соответствующие разъяснения. Частью 54 ст. 112 Закона о контрактной системе в отношении государственного (муниципального) заказчика предусмотрено условие о возможности изменения цены контракта только в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта. Возможность изменения государственными и муниципальными заказчиками цены контракта в связи с увеличением ставки НДС при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Могут ли применить санкции к заказчику по анонимной жалобе?

Проводить проверку по обращению, автор которого неизвестен, нельзя - таково Определение ВС РФ от 25.02.2019 по делу N А38-2267/2018. Территориальный отдел ФАС провел внеплановую проверку, поводом для нее послужила анонимная жалоба. В результате обнаружилось, что заказчик незаконно заключил контракт с единственным поставщиком. Было решено передать материалы проверки для возбуждения дела об административном правонарушении. Суды, куда обратился заказчик, отменили решение УФАС, указав, что нельзя проводить проверку по обращению, автор которого неизвестен. Верховный суд отказался пересматривать дело.

Закупки по Закону N 223-ФЗ

Ведомственный контроль Минобрнауки

Регламент ведомственного контроля закупок по Закону N 223-ФЗ утвердило Минобрнауки Приказом от 25.12.2018 N 84н (зарегистрирован в Минюсте 12.03.2019). Основные положения регламента будут интересны всем заказчикам, поскольку в силу универсальности могут быть использованы при составлении других регламентов.

Объектом проверки ведомственного контроля является соблюдение требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ подведомственными Минобрнауки заказчиками, в том числе их контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок, уполномоченными органами и учреждениями.

Объекты проверки разбиты на категории риска - низкую, среднюю и высокую. Отнесение заказчика к определенной категории осуществляется раз в год в соответствии с критериями, установленными в приложении к регламенту, с учетом набранных баллов (1 - 5 баллов - низкая категория риска; 6 - 10 - средняя; 11 - 15 - высокая). В первую очередь будут проверяться заказчики, имеющие высокую категорию риска, - которые заключают много договоров, либо у которых общая сумма или средняя стоимость всех заключенных договоров достаточно высока, либо у которых довольно существенна доля общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком.

Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездной и (или) документарной плановой или внеплановой проверки.

М.Г. Гусев
Эксперт журнала
"Руководитель бюджетной организации"

"Руководитель бюджетной организации", 2019, N 5
Документ предоставлен КонсультантПлюс



Другие статьи